Современная автозаправочная станция – сложный комплекс, состоящий из сооружений, резервуаров для хранения топлива, технологического, эксплуатационного, контрольно-измерительного оборудования, средств защиты. АЗС строят по единому стандарту общего устройства. Станции отличаются друг от друга только характеристиками оборудования, а принципиальные схемы остаются неизменными уже многие годы.
Доставка и слив топлива в топливохранилище АЗС
Для обеспечения работы АЗС в штатном режиме необходимо постоянное возобновление запасов топлива и масел. Самый распространенный способ доставки нефтепродукта – с помощью бензовозов. Действия персонала:
- проверка документов на нефтепродукт;
- снятие пломбы;
- проверка уровня топлива в цистерне с помощью измерительных инструментов;
- взятие пробы на анализ, определение плотности нефтепродукта позволяет установить качество продукции.
Как устроены топливохранилища на АЗС
Чаще всего для создания запаса топлива на АЗС используются стальные резервуары горизонтального расположения. Они могут быть одно- или двустенными. Одностенные емкости при подземной установке располагают в специальном бетонном саркофаге.
Наиболее востребованы двустенные резервуары, конструкция которых позволяет контролировать герметичность внутренней емкости и предпринимать экстренные меры при аварийной ситуации. Между двумя стенками под небольшим давлением закачивают азот или термосол. С помощью манометра контролируют давление в межстенном пространстве. Его падение свидетельствует о протечке внутренней емкости.
Топливный резервуар может быть одно- или многосекционным. Многосекционные емкости позволяют хранить несколько видов топлива.
Емкость резервуаров должна быть достаточной для создания запаса на 3-5 дней. На АЗС обычно предусматривают отпуск одного вида дизтоплива, 1-2 сортов масел, нескольких (2-4) сортов бензина.
Общая схема устройства топливораздаточных колонок для АЗС
Составляющие элементы ТРК:
- Приемный клапан. Предотвращает возврат топлива из трубопровода обратно в резервуар.
- Фильтр. Повышает качество топлива, поступающего к пистолету.
- Насос с двигателем. Могут располагаться на одном валу или соединяться ременной передачей. Второй вариант является более предпочтительным, поскольку ременная передача обеспечивает защиту двигателя от перегрузок.
- Газоотделитель. Небольшая емкость, в которой из проходящего по ней топлива свободные газы удаляются через дренажные отверстия.
- Электромагнитный клапан. Открывается в начале подачи нефтепродукта и закрывается после прекращения его перекачки. Неисправный электромагнитный клапан становится причиной перерасхода топлива.
- Счетчик отпущенного топлива. Может быть электронным или механическим. Счетчики коммерческого назначения имеют две строки – накопительную и обнуляемую.
- Раздаточный пистолет. Это важный и конструктивно сложный элемент топливораздаточной колонки, предназначенный для открытия и прекращения раздачи нефтепродукта, обеспечения безопасности при наливе продукта.
Схемы расположения раздаточного оборудования на АЗС
Все заправочное оборудование монтируется на островках, огражденных металлическими коронками. Островки возвышаются над проезжей частью на 200-300 мм, их ширина – 1,0-1,2 м. Лучшим для АЗС считается вариант, при котором островки размещены между подъездными путями, а их продольные оси параллельны.
Дистанция между двумя ТРК – 10-12 м. Длина островка, на котором установлены две ТРК, – 14 м. Между ними могут быть установлены масло-, воздухо-, водораздаточные колонки. Располагать колонки необходимо таким образом, чтобы их удобно было обслуживать и эксплуатировать. Также должны быть обеспечены: возможность двухсторонней заправки, удобный подъезд автотранспорта и его беспрепятственный выезд с территории после заправки.
Сократить количество обслуживающего персонала и повысить пропускную способность АЗС можно с помощью заправочного оборудования с дистанционным управлением.