Нормативный срок годности топлива при соблюдении правил его хранения составляет 12 месяцев со времени изготовления. Производители гарантируют, что в течение этого времени нефтепродукты сохраняют первоначальные эксплуатационные характеристики. ГОСТ 1510-84 требует, чтобы на каждой единице транспортной тары присутствовала надпись, содержащая дату изготовления нефтепродукта.
Требования к условиям хранения дизельного топлива
При хранении дизтоплива необходимо исключить факторы, которые оказывают отрицательное влияние на его характеристики:
- Взаимодействие с медью и цинком. Контакт дизтоплива с этими металлами может привести к его распаду на нестабильные частицы.
- Высокие температуры (выше +30 °C). Приводят к ускоренному распаду дизтоплива.
- Загрязненная тара. Хранить нефтепродукт можно только в чистой таре, обеспечивая его тщательную защиту от попадания влаги, грязи, посторонних частиц. Присутствие воды в продукте может стать причиной размножения грибков и бактерий, приводящих к быстрому разложению топлива.
Оптимальные сроки хранения дизтоплива при температурах +20…+25 °C – 6-12 месяцев, +25...+30 °C – 6 месяцев.
Дизельное топливо Евро-4 и Евро-5 имеют в составе специальные присадки для повышения смазывающих свойств. Присадки разлагаются быстро, поэтому топливо категории «Евро» хранится не так долго, как обычное дизтопливо. Из-за наличия добавок сниженные сроки хранения имеют зимние марки. Арктическую солярку рекомендуется использовать как можно быстрее.
В помещениях, предназначенных для хранения дизтоплива, должна поддерживаться оптимальная относительная влажность воздуха и присутствовать вентиляционная система. Доступ прямых солнечных лучей во внутреннее пространство необходимо исключить. Наиболее длительные сроки хранения имеет дизельное топливо, которое содержится в специальных резервуарах.
Требования к условиям хранения бензина
Бензин – смесь легких углеводородов, разные марки которой обеспечивают работу двигателей автомобилей, садовой, строительной и другой техники. Факторы, ускоряющие потерю бензином рабочих характеристик и, в первую очередь, октанового числа:
- взаимодействие с влагой из окружающей среды, поэтому контакт топлива с воздухом должен быть исключен;
- окисление – неизбежный процесс при контакте топлива с воздухом, в результате окисления эффективность бензина снижается на 20%;
- распад присадок, некоторые из них имеют срок годности всего две недели, поэтому добавляются в топливо непосредственно перед его использованием.
В длительно хранящемся топливе образуется осадок, который при попадании в топливную систему автомобиля приводит к ее выходу из строя.
Марка бензина оказывает незначительное влияние на оптимальный срок хранения. Но все же, чем выше октановое число нефтепродукта, тем быстрее ухудшаются его характеристики.
В каких емкостях рекомендуется хранить топливо
Наиболее бюджетной тарой для хранения бензина, дизтоплива, ГСМ являются стальные канистры и бочки, которые должны быть чистыми и герметично закрытыми. Современный вариант – канистры из специальных полимерных материалов, не склонных к накоплению статического электричества. Полимерная тара устойчива к появлению и распространению очагов коррозии, не способствует образованию конденсата на стенках тары. Емкости для топлива могут оснащаться силикагелевыми клапанами, не пропускающими влагу внутрь и не мешающими циркуляции воздуха.
Оптимальным вариантом для длительного хранения топлива на АЗС и других предприятиях нефтепродуктообеспечения являются стальные резервуары, которые должны быть изготовлены с соблюдением всех правил пожарной и взрывобезопасности. Для бензина и дизтоплива чаще всего используются стальные двустенные резервуары подземного исполнения. Промежуток между стенками заполняется газом или тосолом. При появлении протечек датчик формирует соответствующий сигнал. Наличие дополнительного оборудования обеспечивает возможность удобно обслуживать резервуар и контролировать уровень его заполнения.