Автозаправочные станции относятся к объектам с высокой пожарной и взрывоопасностью. Поэтому монтаж технологических и эксплуатационных трубопроводов, как и другого оборудования, осуществляется в строгом соответствии с требованиями нормативов, что подтверждается проверками со стороны контролирующих органов.
Главные требования, предъявляемые к технологическим трубопроводам на АЗС
В соответствии с ГОСТом Р 58404-2019 к технологическим относят трубопроводы, предназначенные для приема/отпуска нефтепродуктов, деаэрации, удаления подтоварной воды и шлама.
Основные требования к технологическим трубопроводам и монтажным мероприятиям:
- Трубопроводы, трубопроводная арматура и другое оборудование должны быть проградуированы.
- При производстве элементов трубопроводной системы могут использоваться металлы и другие материалы, которые имеют документы, подтверждающие возможность их применения для этой цели. Трубопроводная арматура должна иметь маркировку, выполняемую в соответствии с технологической схемой.
- Соединения фланцев должны осуществляться с помощью замочной системы «шип-паз» и быть плотно затянутыми на прокладках, обладающих высокой стойкостью к нефтепродуктам и негативным воздействиям окружающей среды.
- Трубопроводы линии деаэрации должны оснащаться огнепреградителями. Конструкция деаэрационной линии исключает объединение газовых пространств.
- На трубах, ведущих к топливораздаточным колонкам, устанавливаются обратные клапаны, которые исключают движение продукта в обратном направлении.
При прокладке трубопроводов, рассчитанных на транспортировку топлива, следует соблюдать следующие требования:
Требования к монтажу технологических трубопроводов на АЗС
Для передачи нефтепродуктов могут использоваться одностенные и двухстенные трубопроводы. Одностенные трубы прокладываются только под землей в железобетонных лотках, в которых присутствует негорючий материал.
Трубы могут быть металлическими или пластиковыми. Для транспортировки бензина подходят только двустенные изделия из полимерных материалов. Этот нефтепродукт отличается высокой диффузионной способностью, поэтому его передают по двухслойным трубным изделиям, которые производят экструзионным спаиванием полиэтилена высокого давления (внутренний слой) и полиэтилена низкого давления (наружный слой). Двухслойная труба значительно прочнее, по сравнению с однослойной, и практически исключает диффузию бензина. Для транспортировки дизтоплива и организации линии слива разрешено использовать однослойные трубы.
Пластиковые трубы укладывают на песчаную подушку толщиной 15-20 см, не содержащий мусора, щебня, гравия, металлических элементов. Сверху насыпают песчаный слой такой же толщины. При засыпке с помощью бульдозера необходимо соблюдать максимальную осторожность. Минимальный радиус изгибания трубы диаметром 2 ̎ составляет 1,5 м, 1,5 ̎ – 1,0 м.
Глубина закладки подземных трубопроводов, предназначенных для передачи нефтепродуктов, составляет 70-80 см. Это расстояние считается от верхней линии дорожной одежды до центра трубы. Трубопроводы на АЗС прокладываются с уклоном 1-3 ̊ в сторону емкостей для нефтепродуктов.
Требования к трубопроводам, предназначенным для прокладки кабелей
При прокладке кабельной продукции необходимо соблюдать следующие условия:
- силовые и сигнальные провода укладываются в разных трубах;
- для этой цели могут использоваться трубные изделия из металла или асбоцемента;
- трубопроводы с кабельной продукцией могут прокладываться в те же лотки, что и технологические трубы;
- в местах поворота трубопроводной линии и ее ввода в здание устанавливают техколодцы.
Прокладка трубопровода деаэрации – основные моменты
При укладке трубопроводной системы деаэрации соблюдают ряд правил:
- В трубопроводе устанавливают газоуравнительные (дыхательные) клапаны, позволяющие регулировать давление паров внутри топливных резервуаров. В системе предусматривают специальные устройства – огнепреградители, предназначенные для гашения искр и предотвращения попадания огня в резервуар с нефтепродуктом.
- Перед дыхательным клапаном монтируют запорную трубопроводную арматуру.
- Систему деаэрации располагают на расстоянии не менее 5 м от автодороги.
- Верхний сегмент деаэрационной системы должен возвышаться над прилегающей территорией на 2,5 м или более.
- В монтажной схеме необходимо предусмотреть устройства, с помощью которых можно контролировать работоспособность линии деаэрации.
- Резервуары для разных видов топлива должны иметь индивидуальные деаэрационные линии.
Особенности монтажа системы налива
Основные требования к проведению монтажных мероприятий:
- Трубопроводная система, с помощью которой осуществляется заполнение резервуаров, имеет поземное расположение. Обязательное условие – присутствие огнепреградителей.
- Место слива продукта из трубы в топливную емкость должно быть зегерметизировано.
- Между устройством для подсоединения рукава автоцистерны и трубопроводом монтируется запорная арматура.
- Приямки для оборудования, устанавливаемого на трубе налива, обустраиваются с использованием огнестойких материалов. Их необходимо защитить от наезда автотранспорта. Между приямками и технологическими шахтами емкостей для нефтепродуктов должно быть расстояние не менее 2 м.
Требования к линии рециркуляции паров (ЛРП)
Основные условия функциональности ЛРП:
- Перед узлами соединения ЛРП с АЦ и резервуаром устанавливают огнепреградители.
- Конструкция узла присоединения ЛРП к АЦ должна предусматривать автоматическое перекрытие линии рециркуляции при нарушении герметичности.
- Перед узлом присоединения линии рециркуляции к топливному резервуару желательно установить запорную арматуру. В случае с автоцистерной это мероприятие является обязательным.
- В конструкции ЛРП предусматривают наличие обратного клапана.
- Незащищенные участки линии рециркуляции не должны иметь разборных соединений.
Соблюдение правил монтажа технологических и эксплуатационных трубопроводов является обязательным мероприятием, обеспечивающим пожарную и взрывобезопасность АЗС.